Новый год – самый любимый, самый волшебный праздник. Особенно – в России. Когда ждёшь, что вот жили мы целый год хорошо, а утром 1 января проснёмся ближе к вечеру – и сразу станем жить ещё лучше. Конечно, такие чудеса невозможны без Деда Мороза.
Не знаю, изначально так было – с тех пор, как сравнительно недавно (в 1840 году ) впервые в книге В. Ф. Одоевского появился старичок, похожий на нашего славного дарителя подарков, или потом уж стараниями самодеятельных артистов утвердился окончательный образ, но наш Дед Мороз – отнюдь не святой. Святость не поощрялась Советской властью, которая сначала, со всего размаха, ликвидировала всю эту религиозную и мещанскую чепуху: Рождественские ёлки были запрещены, некоторые Деды Морозы были высланы из страны, а другие сами уехали. Но потом сталинские мудрецы одумались, осознали, что народу просто необходим весёлый, дарящий светлые надежды, праздник, и, самое главное, им удалось убедить в этом вождя. Ёлки стали Новогодними, образ Деда Мороза допридумали, в напарницы ему назначили внучку Снегурочку, прикомандировали к ним (видимо, по привычке) сопровождающего — мальчика Нового года, следившего за моральным обликом старших товарищей. И, действительно, жить стало веселей.
Профсоюзные комитеты больших предприятий организовывали Новогодние представления для детей своих сотрудников и требовали от всех мелких подразделений воспитать в своих коллективах собственных Дедов и внучек, которые накануне Нового года по заявкам родителей должны были успеть посетить по местам жительства и поздравить десятки детишек.
Когда поняли, что за это теперь ничего не будет, даже стали сочинять анекдоты про Деда Мороза. Образ сложился окончательный – этакий небольшой волшебник на пенсии, который, выйдя на заслуженный отдых, решил заняться благотворительностью (за счёт родителей). Конечно, Настоящий Дед Мороз – совсем не такой. Но, всё равно, — не святой.
А вот в Европе Рождественский дедушка, как правило, — святой. В большинстве культур он отождествляется со святым Николаем (Чудотворцем). Даже Санта Клаус это, оказывается, святой Николай. Я долго не мог понять – какая связь между Николаем и Клаусом. Понятно, что разница в произношении имён в большинстве случаев идёт от разночтения букв различных алфавитов. Так John (Джон) – Иван (Иоанн). Jack (Джек) – Яков, Michael (Майкл) – Михаил… По крайней мере – похоже. Но Клаус и Николай – казалось бы, ничего общего. Но ведь – Nicolas! Попробуйте произнести это скороговоркой (особенно принятой у американцев). Первые буквы отлетают однозначно, и святой Николай легко превращается в Санта Клауса.
Но в Греции в качестве Дедушки Мороза выступает не Николай, а святитель Василий (Ο Άγιος Βασίλειος). Почему греки предпочли одному своему соотечественнику высокопочитаемому Николаю другого – Василия Кесарийского (Великого)? Оба святых, между прочим, по своим добродетелям очень похожи. Я пытался отыскать ответ на возникший вопрос «Почему Василий, а не Николай?», но ничего вразумительного не нашёл. Поэтому, как всегда, делаю предположения, за которые заранее прошу меня извинить, если я не прав.
Можно допустить, что греческой церкви могло не понравиться большое внимание к Николаю со стороны католической церкви. К тому же, с ним связано печальное для Греции событие: мощи святого Николая были украдены у греков итальянцами под предлогом возможного разграбления их турками, обосновавшимися на бывших греческих землях. Но, скорей всего, это только сопутствующие дополнительные факторы.
Мне кажется, более убедительной выглядит такая версия. Даже по Юлианскому календарю день поминовения Николая приходится на 19 декабря – ещё почти две недели до Нового года и целых три недели до Рождества, которое долгое время отмечалось в Греции, так же, как в России. 7 января. Конечно, такая же разница сохранялась и по Григорианскому календарю, но там «помог» великий церковный реформатор Мартин Лютер, который решил отменить большинство католических праздников, оставив только самые значимые. До этого подарки дети получали аж 6 декабря — в день святого Николая, ни с Рождеством, ни с Новым годом это связано не было. После того, как во многих европейских государствах перестали отмечать, как у нас говорят, Николу зимнего, хорошая подарочная традиция перешла на Рождество.
А в Греции день памяти святителя Василия отмечается 1 января. По-моему – всё совпало: и прямо на Новый год, и Рождество близко.
Но, пожалуй, об агиосе Василисе и о его пироге (василопита – обязательное блюдо новогоднего стола) поговорим в следующий раз. Это тоже не маленькая тема, и стоит ей уделить отдельное внимание.