Ещё один рецепт, привезённый когда-то, уже давно, с острова Корфу. Выпечка – не мой конёк, поэтому рецепт долго был не востребованным.
Но, основательно погрузившись в последнее время в греческую кухню, просматривая то, что предлагает Интернет, я не сразу, но вдруг вспомнил о Варваропите. Потому что различные вариации многих своих других рецептов я много раз видел на сайтах, посвящённых Греции, греческой кухне или, вообще, просто кулинарии. Ни названия Варваропита, ни похожих описаний я не встречал и не видел.
Попробуем восполнить этот пробел Интернета.
Поскольку никаких дополнительных сведений, кроме имеющегося у меня рецепта, мне найти не удалось, буду делать предположения. По всей видимости, по аналогии с Василопитой, Варваропита может быть посвящена святой Варваре, очень почитаемой в Греции. Многие поселения названы в честь неё. На Корфу есть мыс её имени. Санта-Барбара, известная многим, кто постарше, по бесконечному американскому сериалу, тоже (напрашивается подходящий словесный оборот) из этой серии. Кстати, заподозренный мной, как скрывающаяся под немного другим названием Варваропита, пирог «Санта-Барбара» подозрений не оправдал. Это совсем другой пирог.
История святой Варвары (в отличие от развлекательной Санты-Барбары) страшна. Молодая красавица увлеклась христианством, и по доносу собственного отца-язычника была схвачена властвовавшими тогда гонителями христиан. Жесточайшими, зверскими пытками её принуждали отказаться от своей веры, но девушка не сдалась. Её приговорили к казни. И казнил её отец.
Конечно, преданность своей идее заслуживает уважения, но мне (извините, не хочу обидеть ничьих чувств) почему-то, не нравится фанатизм всех участников этих событий.
Но думаю, никому не интересны мои неправильные выводы из религиозной истории. Поэтому переходим непосредственно к пирогу.
Кстати, видимо, принципиальность святой Варвары так сильно, всё-таки, на меня подействовала, что я, против своего обыкновения, не отступил от прописанного в рецепте ни на йоту.
Подготавливаем всё нужное:
500 г кукурузной муки;
500 г пшеничной муки;
1 чашку масла;
1 лимон (сок и цедра);
1 чайную ложку соды;
2 чашки сахара;
2 чашки белого изюма;
2 чашки чёрного изюма;
ванилин – корицу – гвоздику;
соль;
воду (сколько потребуется) – у меня получилось 8 чашек.
Далее – готовим:
Засыпаем в кастрюлю с маслом только кукурузную муку и прожариваем в течение 5-6 минут.
По чашке добавляем воду, постоянно мешая, добиваясь образования густой кашицы;
Снимаем с огня и добавляем все остальные ингредиенты.
Всё тщательно размешиваем и укладываем в форму для выпечки.
При температуре 180º печём 1,5 часа.
Только после окончания процесса я понял, что многое в этом пироге символично: две основы – кукурузная и пшеничная мука (может быть, люди такие и люди другие), изюм белый и чёрный (может – борьба светлых и тёмных сил), кислый лимон и сладкий сахар… Но, во-первых, символику при желании всегда можно подвести под всё, а, во-вторых, странно задумываться о символизме, когда надо пробовать на вкус.
По-моему, достаточно вкусно и довольно оригинально.
День памяти святой великомученицы Варвары в Греции приходится на 4 декабря. Возможно, тогда и положено готовить этот пирог.
Но, наверное, не будет ничего плохого и в том, если на нашем столе в другой день появится Варваропита, и нам вспомнится покровительница всех людей особо опасных профессий и всех, страдающих серьёзными инфекционными заболеваниями.
Впрочем, если кому-то религиозная составляющая (которую мы, кстати, только предполагаем) совсем не важна, можно просто отведать вкусного пирога. Заступница, наверняка, простит. Потому что она – святая.