И. И. Шишкин – один из лучших представителей русской школы живописи, мастер реалистических пейзажей.
Как отмечали его современники, собратья по кисти и критики, художник тонко чувствовал психологию,
характер природы и удивительно точно умел их передать, выразить в своём творчестве.
Замечательное полотно «Рожь» - яркое тому подтверждение.
800px-Shishkin_RojjУвеличить
«Рожь» — картина художника И. И. Шишкина.
Время создания: 1878 г.
Холст, масло
Размеры: 107?187 см
Современное местонахождение: Третьяковская галерея, Москва (Российская Федерация)
Так выглядит картина Шишкина «Рожь» на переднем плане.
Кроме поля, зрителей словно обступает, окутывает со всех сторон небо.
Кажется, что оно впускает в себя: шагни через раму, окажись внутри полотна – и будешь внутри него тоже.
Поле и небо простираются далеко, куда хватает глаз, и прячутся за горизонтом. А по обеим сторонам нивы,
вдоль её кромки, высятся одинокие рослые сосны. И это не случайно. Хоть и названа картина Шишкина «Рожь»,
но художник не мог удержаться, чтобы не нарисовать своё любимое дерево. Оно по праву считается символом
всего его творчества. Сосны высокие, с белесыми, слегка изогнутыми стволами. Их ветви опущены вниз и напоминают
роскошный естественный шатёр. Деревья, словно могучие богатыри-часовые, стоят на страже зреющего урожая.
Иван Шишкин «Рожь» свою писал, восхищённый искренне не только размахом русских полей, их чистым, свежим дыханием,
но и величавостью, гордостью колючих великанов.
***
cms.ashxУвеличить
Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии 1872.
Для Шишкина, как и для его современников, образ природы был неотделим от идеи России, народа, его судьбы.
В картине «Сосновый бор» нет ничего случайного, в том числе и время дня - полдень, выбранный, чтобы создать
образ России в расцвете ее внутренних сил. Известный критик Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей».
Одновременно Шишкин стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображаемому мотиву.
Это отмечал его друг художник Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно - желтой водой, в котором
видно все дно, усеянное камнями... » О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей,
глубоко чувствующий и горячо любящий природу... «Но при этом художник конструирует пейзаж, театрализует его,
предлагая некий «природный спектакль».
***
мишкиУвеличить
Утро в сосновом лесу 1889.
По результатам недавно проведенного социологического опроса эта картина является второй по популярности в России,
уступая лишь васнецовским "Богатырям". Более 15% опрошенных назвали ее "символом русского искусства".
Предполагается, что ее "сюжет" подсказал автору передвижник К. Савицкий. Он же написал медведей.
Более того, первоначально на картине стояло две подписи - Шишкина и Савицкого, но П. Третьяков, купивший эту работу,
снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина. И справедливо - вся она суть прекрасное
выражение шишкинского творческого метода.
***
рубкаУвеличить
Рубка леса - 1867 год
Холст, масло. 122x194 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
ручейУвеличить
Ручей в лесу (На косогоре) - 1880 год
Холст, масло. 204x138 см. Киевский государственный музей русского искусства, Киев
***
дождьУвеличить
Дождь в дубовом лесу - 1891 год
Холст, масло. 124x204 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
корабельная рощаУвеличить
Корабельная роща - 1898 год
Холст, масло. 165x252 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
зимаУвеличить
Зима - 1890 год
Холст, масло. 125.5 x 204 см. Государственный Русский музей
***
берез лесУвеличить
Ручей в березовом лесу - 1883 год
Холст, масло. 105x153 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***